История парфюмерии

Когда-то от людей пахло не лучше, чем от их домашних животных. Изобретение мыла было первым шагом к тому, что теперь называется парфюмерная индустрия.
Законодательницей мод в мире парфюма считается Франция, но созданием первых духов мы обязаны итальянцу Фарине. Познав с его помощью очарование запаха, люди стали изобретать все новые и новые составы.

Кельнская вода. В истории парфюмов нашего времени заметную роль сыграл одеколон. Eau de Cologne называют «кельнской водой», потому что впервые он был произведен в Кельне. Однако почему, родившись в немецком городе, он носит французское название? Оказывается, изобретением одеколона мы обязаны итальянцу из Пьемонта Джованни-Марии Фарине.

В 1705 году двадцати лет от роду он покинул родину и отправился искать счастья в чужих краях. Скоро судьба привела его в Кельн, где он и поселился, определившись в торговцы. Лавка его была мелочной, и среди прочего товара имелись в ней мыло и духи. Вот этой скромной лавке на Юлихской площади в Кельне и суждено было войти в историю парфюмерии. Именно здесь в 1709 году Фарине придумал новый состав для духов.

Правда, первое время о новинке знали только кельнцы. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В Европе разразилась война, известная нам под названием Семилетней, поскольку длилась с 1756 по 1763 год. Через Рейнскую область, в том числе и через Кельн, проходили французские войска. Вот они-то первыми и оценили произведение Фарине, раскупив его необыкновенные духи в большом количестве. От французов об еau de Cologne узнали и все остальные участники войны – португальцы, шведы, пруссаки, англичане, россияне…Одеколон разошелся по Европе.

Фарине умер в 1766 году, передав секрет племяннику. Тот, в свою очередь, сообщил его трем своим сыновьям. До самого 1897 года, когда фабрикой на Юлихской площади стал владеть Иоганн-Мария Фарине, внучатый племянник старого Джованни-Марии, рецептуру одеколона знали только члены этой семьи. Другим же только и известно было, что спирт для него гнали из винограда, выращенного в окрестностях Нарбонна на юге Франции, а хранили готовый продукт в кедровых бочках, не передающих ему никакого постороннего запаха.

Потом уже и другие фабриканты в разных странах стали производить одеколон. Основа одна – спирт и эфирные масла. Дальше все зависит от фантазии сочинителя аромата.
Надо отметить, что спирт в разном количестве содержится во всех продуктах парфюмерной промышленности, которые мы кратко называем «духами». Однако есть разница между еau de Cologne (самый крепкий в смысле спирта), еau de parfum, eau de toilet и parfum (самый концентрированный в смысле аромата).

От Арпеля до Шанель. Современная парфюмерия предлагает огромное количество разнообразных ароматов. Духи, создаваемые в разное время, были призваны подчеркнуть определенные качества женщины.
Начало ХХ века – триумф стиля модерн. Женщина этой эпохи – неземное создание, женщина-цветок. Она благоухала подобно распустившемуся саду. Бесконечные «букеты» Босфора, Каролины, Букингемского дворца… Мода на ориентализм добавила к ним пряные запахи. Женщина растворялась в сумеречном тумане «L’Heure Bleue» Герлена, в зыбком «Un air embaume» Риго.

Кстати, духи «Красная Москва» вовсе не дешевый продукт эпохи соцреализма, как многие привыкли думать. Оказывается, что духи были созданы специально для императрицы Александры Федоровны в 1913 году французским парфюмером Августом Мишелем и назывались сначала «Любимый букет императрицы». Ароматный дар был приурочен к трехсотлетию дома Романовых. Этот факт большевики, безусловно, быстро вычеркнули из книг и документов. Во времена Нэпа духи стали выпускать под маркой «Красная Москва». Кстати, на международной выставке в Брюсселе в 1958 году парфюмерный набор «Красная Москва» получил Гран-при.

Первая мировая война уничтожила великолепную эпоху Прекрасных Дам, и только величайший парфюмер Франсуа Коти творил вопреки войне. В 1917 году он создал свой знаменитый «Chupre», положивший начало современным шипрам.

Послевоенные годы, названные «безумными», создали новый образ женщины – вамп. Она была резка, не боялась дерзких ароматов и откровенно соблазняла как мужчин, так и женщин. На помощь ей бросились знаменитые Кутюрье, уже успевшие в моде шагнуть от элитарности к демократизму. Первый прорыв сделал Поль Пуаре.

Однако 20-е годы называют «годами Шанель». Революционерка в одежде, она способствовала созданию духов, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы – настолько они не были похожи на все ранее известные: легендарные «Chanel №5». Они стали вехой в истории парфюмерии. Отказавшись от традиционных, легко узнаваемых цветочных запахов – гардении, гелиотропа, жасмина или розы, — она утвердила состав, в который входило 80 ингредиентов. Он нес в себе свежесть целого сада, но в нем нельзя разгадать запаха ни одного цветка. «Женщина, которая не использует духов, не имеет будущего», слова Поля Валерии часто цитировала Коко Шанель. Но вообще-то неутомимая революционерка от моды ничего не понимала в запахах. Истинная история «Chanel №5» такова: в 1921 году у Коко был роман с российским князем Дмитрием Романовым (тем самым, который участвовал в заговоре против Распутина). Князь решил сделать ей королевский подарок – духи, созданные в честь Великой Мадемуазель. Французский парфюмер создал несколько композиций на выбор, и Шанель выбрала пятую (и это были первые духи, в которых использовались альдегиды, чтобы запах был устойчивей). Есть также версия, что «пять» было личное сакральное число Коко Шанель – в начале 20-х она увлекалась эзотерикой. Характер неутомимой Мадемуазель передался духам, кстати, Коко распорядилась не скупиться на жасмин (а это сильный афродизиак), хотя 1 кг эссенции жасмина.

Новые времена, когда в Европе набирали силу тоталитарные режимы, утверждали культ физического здоровья и абсолютного оптимизма. 30-е годы – расцвет «мужских» запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака. «Fruit vert» Флореля, «Fleurs de rocaille» Карона, «Canoe» Дана – идея бодрости и мужественности находила свое отражение даже в названиях. Правда, в духах кануна Второй мировой войны можно уловить и легкое дыхание неоромантизма, и томную нежность. Девушки с утянутыми талиями душились «Muguet des bois» Коти, «Gardenia» и «Tubereusa» Ле Гелиона. Знаменитые «Joy» Пату тоже обладали богатым цветочным букетом.

Протестом против страшной войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году, в освобожденной Франции. В честь женщины он назвал их «Femme». Их флакон-амфора напоминал изгибы роскошного тела Мэй Уэст, белокурой секс-бомбы американского кинематографа, с которой Роша познакомился в Голливуде. А три года спустя Кристиан Диор дополнил свою удивительно женственную коллекцию «нью лук» со струящимися тканями и разлетающимися юбками несравненными «Miss Dior» — классикой парфюмерии. И еще три открытия состоялись в 40-е годы: хищные и чувственные «Bandit» Пигэ – духи кожи и меха, «Vent vert», свежий ветер которых, наполненный запахом травы и листьев, породил новое направление «зеленых духов», и неизменно привлекательные для женщин всех возрастов цветочные «L`air du temps» Нины Ричи.

В 70-е годы ХХ века движение феминисток начинает влиять и на мир моды. Женские духи заимствуют идеи у мужских одеколонов. «Eau savage» Диора стала прототипом так называемых освежающих вод. Права парфюмеров на создание духов стали оспаривать не только кутюрье. В 1974 году Эрмес, известный кожаными аксессуарами, выпустил духи «Amazone». Его примеру последовали Гуччи и Труссарди, Ван Клиф и Арпель, Картье, Морабито, Фаберже…

В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. Классичность и изысканность отличают «Anais-Anais» Кашареля, «Opium» Ива Сен-Лорана, «K.L.» Карла Лагерфельда, предназначенные роскошным женщинам. В поистине звездный 1985 год появились «Poison» Диора, «Obsession» Кельвина Кляйна, «Beautiful» Эсте Лаудер.

И, наконец, 90-е, подарившие миру «Tresor» Ланкома, ясно показали, что подлинным достоянием наступающего тысячелетия становится индивидуальность. Не могли не сказаться в моде и экологические движения. Это отразилось даже в названиях духов – «Safari», «Escape», «Duna» Диора. Прозрачность, свежесть, легкость из мира одежды с ее шифонами, просвечивающими тканями пришли в мир ароматов, и родились «L`Eau d`Issey» Иссея Мияке, «Parfume d`ete» Кензо, «Wings» Джорджио, «Deci Dela» Нины Ричи.

Пристрастия в парфюмерии постоянно меняются – от теплых и чувственных запахов к холодным и прозрачным и наоборот. Фруктово-цветочный аромат или чувственно-древесный букет, духи с запахом шоколада, мяты и трав. Наравне с новыми ультрамодными запахами можно приобрести и классические духи. Сегодня все зависит только от того, что вам больше по душе!